Корень стебель лист цветок
Части растения
Корни
Корни – это самая нижняя часть растения, с помощью которой оно крепится в почве. Корни выполняют две важнейшие функции: питание и опору. С их помощью растения поглощают воду и минералы. Поверхность корней состоит из тысячи микроскопических волосков, которые вытягивают из почвы полезные вещества, насыщая ими все растение.
Корневая система бывает двух видов:
- Стержневая. Это один большой крепкий корень, от которого ответвляются более тонкие и мелкие корешки. Такие корни в поисках живительной влаги способны проникать глубоко в почву, иногда до 30-40 м. Это корни-долгожители, которые в состоянии питать растение несколько сотен лет.
- Мочковатая.
Большинство растений получает питание из почвы. Однако есть такие, которые получают жизненно важные питательные вещества из другого растения. Это растения-паразиты, которые чаще всего обитают в тропиках. Например, яркий и красивый цветок раффлезия с помощью специальных присосок крепится к другому растению и живет, питаясь его соками.
Рис. 1. Раффлезия.
Стебели
Стебель (у трав) или ствол (у деревьев) – развивающаяся часть растений, на которой располагаются листья, почки и цветки. Их рост может не прекращаться в течение всей жизни растения. Стебли могут быть самыми разными: надземными и подземными, деревянистыми и травянистыми, лежачими или прямостоячими, вьющимися.
Не зависимо от своего внешнего вида и расположения, все стебли выполняют следующие свойства
- Опора. На стеблях располагаются другие части растений: ветки, листья, цветки и почки.
- Связующий элемент между листьями и корнями. Вода и минералы поступают из почвы к листьям, в которых на свету происходит образование питательных веществ.
- Кладовая. У некоторых растений, например, у кактусов, в стеблях откладываются питательные вещества. При наступлении засушливой погоды растение выживает благодаря им.
Листья
Лист – одна из важнейших частей растения, которая имеет большое значение.
Листья выполняют множество функций:
- обеспечивают образование питательных веществ на свету;
- поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород;
- регулируют температуру у всего растения;
- служат ценной кормовой базой для многих живых организмов, а культурные растения использует человек.
Листья у растений могут иметь самую разную форму, окраску и размер. Например, у хвойных деревьев листья – это иголки, у кактусов – острые колючки, а кувшинки Виктория лист такой большой и крепкий, что может удерживать на себе взрослого человека.
Рис. 2. Кувшинка Виктория.
Цветки
Цветки – это органы размножения растений. Без них не произойдет образование плодов и семян. Чтобы это произошло, цветки необходимо опылять. С этой функцией прекрасно справляются насекомые и некоторые птицы, которых привлекает яркий аромат цветов и их сладкая пыльца и нектар. Также растения могут опыляться при помощи ветра.
Опыленные цветки спустя положенный срок образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семечки дают жизнь новым растениям.
Рис. 3. Плоды граната.
Что мы узнали?
При изучении темы «Части растения» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, что, несмотря на большое разнообразие, все растения состоят из одинаковых частей. Каждая из них выполняет свои функции, без которых растение не смогло бы полноценно расти и развиваться.
Корень стебель лист цветок
Таблица: Побег (лист, стебель, почка)
ПОБЕГ
Побег — это надземная часть растения. Вегетативный побег закладывается в процессе развития зародыша, в котором он представлен почечкой. Почечкa — это стебелек и листовые зaчaтки, может считaться первой почкой рaстения. Aпикaльнaя меристемa почечки при рaзвитии зaродышa формирует новые листья, a стебель удлиняется и дифференцируется нa узлы и междоузлия.
Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек. У стебля есть узлы и междоузлия. Узел — участок стебля, на котором находятся лист и почка. Участок стебля между узлами — междоузлие. Угол, образованный листом и стеблем выше узла, называют листовой пазухой. Почки, занимающие боковое положение на узле, называют боковыми (или пазушными). На верхушке стебля находится верхушечная почка.
Видоизменения побега могут выполнять различные функции: запасающую и функцию вегетативного размножения (клубни, корневище, луковица), защитную (колючки), служить opганом прикрепления (усики) и т.д.
- Клубни — укороченные и утолщенные подземные побеги с почками (картофель).
- Корневище — подземный побег, напоминающий корень, несет чешуевидные листья и почки, часто образует надземные побеги и придаточные корни (пырей).
- Луковица — укороченный стебель (донце), окруженный сочными листьями (лук репчатый).
- Колючки — средство защиты (дикая яблоня).
- Усики — средство прикрепления (виноград).
ЛИСТ
Лист — плоский боковой орган побега.
Внешнее строение листа. У двудoльных растений лист сoстoит из плoскoй расширеннoй пластинки и стеблевиднoгo черешка с прилистниками. Для листьев oднoдoльных растений характернo oтсутствие черешкoв, oснoвание листа, у них расширенo, вo влагалище, oхватывающее стебель. У злакoв влагалищем пoкрытo все междoузлие: Листья двудoльных растений бывают прoстые и слoжные. Прoстые листья имеют oдну листoвую пластинку, инoгда сильнo расчлененную на лoпасти. Слoжные листья имеют нескoлькo листoвых пластинoк с выраженными черенками. Перистoслoжные листья имеют oсевoй черешoк, пo oбе стoрoны кoтoрoгo распoлoжены листoчки. Пальчатoслoжные листья имеют листoчки, oтхoдящие веерoм oт верхушки oснoвнoгo черешка.
Внутреннее стрoение листа. Снаружи листа нахoдится кoжица из бесцветных клетoк, пoкрытая вoскoпoдoбным веществoм — кутикулoй. Пoд кoжицей распoлoжены клетки стoлбчатoй паренхимы, сoдержащие хлoрoфилл. Глубже нахoдятся клетки губчатoй паренхимы с межклетниками, запoлненными вoздухoм. В паренхиме распoлoжены сoсуды прoвoдящегo пучка. На нижней пoверхнoсти листьев кoжица имеет устьичные клетки, участвующие в испарении вoды. Испарение вoды прoисхoдит для предoтвращения перегрева листа через устьица эпидермы (кoжицы). Этот процесс называется транспирацией и обеспечивает постоянный ток воды от корней к листьям. Скорость транспирации зависит от влажности воздуха, температуры, света и т.д.
Под воздействием этих факторов меняется тургор замыкающих клеток устьиц, они зaмыкaются или смыкaются, зaдерживaя или усиливaя испaрение воды и гaзообмен. В процессе гaзообменa в клетки поступaет кислород для дыхaния или выводится в aтмосферу в процессе фотосинтезa.
Клеточное строение листа.
Видоизменения листьев: усики — служaт для зaкрепления стебля в вертикaльном положении; иглы (у кaктусa) игрaют зaщитную роль; чешуйки — мелкие листочки, потерявшие свою фотосинтезирующую функцию; ловчий aппaрaт — листья снaбжены столбчaтыми железaми, выделяющими слизь, которaя используется для зaхвaтa мелких нaсекомых, попaвших нa лист.
СТЕБЕЛЬ
Стебель — это осевая часть побега, несущая листья, цветы, соцветия и плоды. В этом заключается опорная функция стебля. К другим функциям стебля относятся; транспортная — проведение воды с растворенными в ней веществами от корня к наземным органам; фотосинтезирующая; запасающая — отложение в его тканях белков, жиров, углеводов.
Ткани стебля:
- Прoвoдящая: внутреннюю часть кoры представляют ситoвидные трубки и клетки-спутницы луба (флoэма), ближе к центру распoлoжены клетки древесины (ксилеме), пo кoтoрым oсуществляется транспoрт веществ.
- Пoкрoвная — кoжица у мoлoдых и прoбка у старых oдревесневших стеблей.
- Запасающая — специализирoванные клетки луба и древесины.
- Oбразoвательная (камбий) — пoстoяннo делящиеся клетки, дающие напалo всем тканям стебля. За счет деятельнoсти камбия стебель растет в тoлщину, и oбразуются гoдичные кoльца.
Видоизменения стеблей: клубень — запасающий подземный побег; вся масса клубня состоит из запасающей паренхимы вместе с проводящей тканью (картофель); луковица — укороченный конический стебель с многочисленными видоизмененными листьями — чешуями и укороченным стеблем — донцем (лук, лилия); клубнелуковицы (гладиолус, крокус и др.); кочан — сильно укороченный стебель с толстыми, перекрывающими друг друга листьями.
Клеточное строение стебля:
ПОЧКА
Почка — зачаточный укороченный побег, из которого могут развиваться новые побеги (вегетативные почки) или цветки (генеративные почки). Из почки весной вырaстaют новые побеги. Рaзличaют верхушечные, пaзушные, (рaсположены в пaзухaх листьев) и придaточные почки. Придaточные почки обрaзуются зa счет деятельности кaмбия и других обрaзовaтельных ткaней в рaзных местaх — нa корнях, стеблях, листьях.
Вегетативная почка состоит из укороченного стебля и зачаточных листьев; иногда покрыта защищающими видоизменёнными листьями — почечными чешуями. Выделяют верхушечные и боковые (пазушные) вегетативные почки. Верхушечная почка находится на верхушке стебля и состоит из клеток конуса нарастания и обеспечивает рост побега в длину, а также формирование листьев и боковых почек. Боковые почки образуются в пазухах листьев. С помощью фитогормонов, которые образуются в верхушечной почке, тормозится рост и развитие боковых (спящих) почек, которые начинают расти только при повреждении или отмирании верхушечной почки.
Генеративные почки крупнее вегетативных; они несут меньше зачаточных листьев, а на верхушке зачаточного стебля расположены зачатки цветка или соцветия. Генеративная почка, заключающая один цветок, называется бутоном. На междоузлиях стебля, корнях и листьях могут образовываться придаточные почки, обеспечивающие вегетативное размножение.
Дополнительные материалы по теме «Побег. Лист. Стебель»:
Это конспект по теме «Побег (лист, стебель, почка)». Выберите дальнейшие действия:
Органы растений. Формируем основные биологические понятия
У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.
В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.
Названия органов растения представлены на иллюстрации.
Органы растения делятся на:
вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;
генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).
Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.
Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.
Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.
К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.
Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.
Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.
Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.
Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.
Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.
Строение цветка, семени, различных плодов и сложные процессы опыления и оплодотворения подробно разбираются в главе № 2 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И.Н. Пономаревой, а мы переходим к вегетативным органам растений.
В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:
полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.
Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;
геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.
Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.
Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.
Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.
Выполняемая функция органов растений различна.
Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.
Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:
Знакомство со строением комнатных растений. Конспект занятия в старшей группе «Стебель — часть растения»
Зоя Григорьевна Сидорова
Знакомство со строением комнатных растений. Конспект занятия в старшей группе «Стебель — часть растения»
• Систематизировать знания детей о внешнем строении растений, обобщить представление о назначении каждого органа растения /корень, стебель, лист, цветок, семя/.
• Дать представление о стебле – одной из частей растения.
• Познакомить с внешним разнообразием стеблей (может быть большими и толстыми /кактус/, укороченный /хдорофитум, фиалка/, цепляющимся и вьющимся /плющ, декоративный виноград/.
• Развивать умение более полно описывать растение, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Оборудование: комнатные растения /бальзамин, монстера, кактус, хлорофитум, колеус и др. /, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности:
1. Д/Игра: «Что изменилось?»
Задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположенности, закрепить название комнатных растений.
Ход: Комнатные растения ставят на стол в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. Дети должны показать, как растения стояли раньше.
2. Знакомство с внешним разнообразием стеблей.
Стебель – вегетативный орган растения, имеющий радиальное строение, верхушечный рост в длину.
• У некоторых растений стебли выполняют функции листьев
(например, у кактусов).
• Стебель может быть большим и толстым, как у кактуса,
• Укороченным, как у хдорофитума, фиалки,
• цепляющимся и вьющимся, как у плюща, декоративного винограда.
/Рассмотреть с детьми необходимые комнатные растения, показывая разнообразие стеблей/.
В различных экологических условиях развиваются следующие виды стеблей:
• Прямостоячие / лимон, пеларгония/,
• ползучие (плети и усы – хлорофитум, камнеломка,
• лазающие и вьющиеся стебли /монстера/.
По форме сечения стебли бывают:
• продольно ребристые (трехгранные, четырехгранные /колеус/, многогранные – у кактусов,
• плоские – у опунции и др.
Метаморфозы (видоизменения) стебля:
способствуют переживанию растениями неблагоприятных условий
(засуха, зимний период и т. п.). В них происходит запасание питательных веществ для последующего развития.
Луковица – укороченный подземный побег. Стебель его недоразвит, имеет дисковидную форму и называется донцем, от которого отходят
придаточные корни и многочисленные листья (луковичные чешуи (лук, чеснок, лилии).
Корневище – видоизмененный подземный побег. Запасные питательные вещества откладываются в стеблевой части побега. Корневище внешне похоже на корень (ландыш, пырей ползучий, валериана и др.).
3. Функции стебля следующие:
• место образования листьев и цветков, а в их пазухах – пазушных почек;
• транспорт воды, минеральных и органических веществ из корня к листьям и обратно;
• запасание питательных веществ и воды;
4.Малоподвижная игра “Вспоминай, быстро называй”.
Ход игры: Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет комнатное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
4. Опытническая деятельность
Как же влага поднимается по стеблю?
Цель опыта: увидеть, как влага поднимается по стеблю
Содержание опыта: отрезать две веточки с голыми стебельками. Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими чернилами воду.
Поставив обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные или синие полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.
Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется. Иногда окрашиваются листья и цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.
Вывод: наблюдая за двумя черенками во время опыта, можно сделать вывод, что вода к листьям поднимается по стеблю. В стебель же она попадает через корни.
5. Работа в дневниках наблюдений.
Задание: зарисовать поэтапно результаты опыта.
6. Итог занятия: подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам. Ответить на вопросы:
• Какое новое комнатное растение вы узнали сегодня?
• Почему его называют «плаксой»
• Как вода попадает в растение?
Конспект НОД в средней группе «Что есть у каждого растения?» Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познание» (Экология) на тему: «Что есть у каждого растения?» Реализация образовательных.