afros-st.ru

Сделать модель что растения получают из почвы

Проверочная работа по теме “Почва”, Окружающий мир, 3 класс, Планета знаний.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

1.К какой природе можно отнести почву?

неживая и живая природа в почве соединяются.

2.Из чего состоит почва?

из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

3.Что растения получают из почвы?

перегной, песок, глину;

воздух, воду, соли;

остатки растений и животных.

4.Что влияет на плодородие почвы?

наличие в почве перегноя;

наличие в почве воды;

наличие в почве песка и глины.

5.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

благодаря животным, обитающим в почве;

благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

благодаря микробам, живущим в почве.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

1.К какой природе можно отнести почву?

неживая и живая природа в почве соединяются.

2.Из чего состоит почва?

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

3.Что растения получают из почвы?

воздух, воду, соли;

4.Что влияет на плодородие почвы?

наличие в почве перегноя;

5.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

благодаря микробам, живущим в почве.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Бородина Марина НиколаевнаНаписать 1861 10.12.2018

Номер материала: ДБ-292711

    07.12.2018 446
    07.12.2018 228
    06.12.2018 186
    26.11.2018 604
    24.11.2018 421
    22.11.2018 383
    15.11.2018 264
    13.11.2018 401

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Окружающий мир 3 класс 1 часть Что такое почва? стр. 64 – 68

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

Почва – это самый верхний слой земли.

На нем растут растения, в нем живут различные животные.

Почва дает им жизнь и является для них домом.

В почве живут такие животные как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа “Почва”

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек почвы в воду. Из почвы начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек почвы на тарелочку и будем ее нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать почву. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего еще состоит почва.

Ход опыта: прокаленную почву бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего еще состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась почва. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налет, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Почва – это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав имеет почва?

Почва состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

Доказать, что в почве есть воздух можно бросив почву в воду.

Читать еще:  Споробактерин для растений инструкция по применению отзывы

Доказать, что в почве есть вода можно нагрев ее.

Доказать, что в почве есть перегной можно прокалив ее.

Доказать, что в почве есть песок и глина можно размешав прокаленную почву в воде.

Доказать, что в почве есть соли можно отфильтровав воду и испарив ее.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитают многие животные. Это млекопитающие – кроты и мыши, насекомые – личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие почвы, рыхлят ее и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, которые нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие почвы.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

Главное свойство почвы – Плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют в почву лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Все это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням землю в горшках нужно часто рыхлить. И конечно растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмем растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в почве изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, которая также поступает к корням; перегной, который превращается в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому дождевые черви очень полезны, они улучшают плодородие почвы.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

На следующем уроке

Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще не имеют ствола, а имеют стебель.

Хвойные деревья – ель, пихта, сосна

Лиственные деревья – клен, береза, дуб.

Дикорастущими называются растения, растущие в природе.

Культурными называются растения, выращиваемые человеком.

Что растения получают из почвы?

Часто ли человек задумывается над тем, как живут растения? Как они дышат либо питаются? У них, как и у любого другого живого организма, есть органы. Так, известно, что растения получают из почвы влагу и питательные элементы с помощью корней. Также они питаются при помощи листьев, поглощая свет и углекислый газ.

Корень как доминирующий орган растения

Растения – это живые организмы, листья которых при солнечном свете вырабатывают питательные вещества для своего существования. Органы растения состоят из корня, стебля, листьев, цветка и семян.

Относясь к органу роста растения, корень является основой живого организма. Плотно закрепившись, корень из почвы поглощает влагу и питательные вещества. От него нужные микроэлементы поступают уже дальше к другим органам.

Корневое питание растения

Преимущественными составляющими, в которых нуждаются растительные организмы, являются азот, фосфор, калий, магний, кальций. Отметим, что растения получают из почвы и вспомогательные вещества – это бор и медь, цинк, марганец и другие.

Учитывая, что преобладающее питание растения потребляют из почвы, то нуждаются в тщательном удобрении, так пополняются их резервы полезных веществ. Растительные организмы, которые живут в открытом грунте, потребляют их в значительных объемах из-за того, что территория разрастания корней довольно просторна. При жизни растений в закрытом грунте необходимые вещества нужно давать чаще. Совокупность важнейших компонентов определяет в развитии растений функцию, способствующую их росту.

Читать еще:  Чем обработать комнатные растения от мошек

Роль поглощаемых микроэлементов в жизни растений

Очень важно помнить, что каждая составляющая нужна растениям в определенном количестве, ее недостаток либо избыток могут приводить к нарушению обмена различных веществ в растении.

Азот участвует в образовании хлорофилла, а также развитии листьев и стволов.

Фосфор способствует цветению и корнеобразованию растения.

Калий играет большую роль в фотосинтезе растений. Он способствует образованию цветков и плодов, повышает иммунитет растения.

Кальций – важная составляющая для создания крепких стеблей, отвечает за равномерное распределение влаги в организме растения.

Магний является стимулятором активности корней в процессе потребления питательных элементов.

Железо способствует переносу кислорода по тканям растения.

Медь обеспечивает дыханием растения, замедляет процесс старения его клеток.

Алюминий обеспечивает яркую окраску цветов и длительность цветения.

Состав почвы

Почва представляет собой верхний рыхлый и плодородный слой земли, в котором существуют растительные организмы. Как же понять, из каких веществ состоит почва, имея при этом характерный темный цвет? Дело вот в чем. Опавшие листья, а также остатки отмерших растительных и животных организмов, перегнивая, образуют перегной. Он и придает темный окрас почве.

В почве живут разнообразные микроорганизмы, которые перерабатывают остатки отмерших животных и растений на минеральные элементы. Последние, в свою очередь, растворяются в водах грунта и образуют именно то, что растения получают из почвы в дальнейшем.

Минеральный слой почвы вмещает небольшое присутствие живых организмов. Однако именно в нем присутствует множество минеральных солей.

Почва также состоит из воды, воздуха и разнообразных твердых частиц. К твердым частицам неорганического происхождения относятся каменистые остатки, глина и песок. Частицы глины образуются в комковатые соединения и таким образом удерживают влагу, а также необходимые элементы.

Незаменимый элемент почвы – это вода, заполняющая пространство между твердыми частицами. Наличие в почве воды является главным условием развития всех необходимых процессов в ней.

В наши дни то, что растения получают из почвы, во многом зависит и от людей. Поэтому почву нужно не только охранять, повышать плодородие, но и разумно ее использовать.

Почва и её состав

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы – плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Приветствие, плодородие почвы

Знаете ли вы, каково главное свойство почвы? Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.

Состав почвы

Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных (рис. 1).

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой (Источник)

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Читать еще:  Комнатные растения монетное дерево толстовка

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него – слой глины, а сверху слой темного цвета – это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой (Источник)

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Живая природа почвы

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Земля – кормилица

Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Рис. 4. Майский жук (Источник)

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва – это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Забота о почве

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы (Источник)

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector