afros-st.ru

Характеристика дикорастущих растений 3 класс

Дикорастущие растения: описание, особенности и примеры

Дикорастущие растения бывают разными. Их можно встретить и в поле, и в лесу, и даже на дачном участке в качестве сорняков. Это могут быть и травы, и цветы, и злаки. Те, кто интересуется природой родного края, знает, что они не только красивы, но и могут принести человеку большую пользу. Однако, эти представители отечественной флоры могут быть и опасными сорняками, представляющими серьезную угрозу для садоводов-огородников. Избавиться от этих сорняков довольно сложно.

Дикорастущие растения могут быть как врагами, так и друзьями человека, поэтому разбираться в них очень важно, особенно для тех, кто живет на лоне природы – в сельской местности.

Дикорастущие растения: примеры

Можно привести великое множество примеров таких представителей фауны. Среди этих растений могут встречаться самые разные. В целом их можно условно разделить на три группы. К первой группе принадлежат растения, которые не приносят человеку ни пользы, ни вреда. Таких большинство. Как правило, их используют животные и птицы в качестве подножного корма. Ко второй группе принадлежат растения, которые приносят человеку пользу. И, наконец, к третьей группе можно отнести цветы и травы, которые желательно обходить стороной, так как они приносят человеку только вред.

К «вредной группе» относятся ядовитые кустарники (например, вех ядовитый) и сорняки, которые наносят большой вред сельскому хозяйству, заглушая полезные растения (например, пырей или осот огородный). К «полезной» группе можно отнести следующие:

  • Растения, которые человек использует для лечения. Из них люди готовят лечебные отвары и настои, с ними заваривают чай, обладающий лечебными свойствами. Примеры таких – подорожник, девясил, мать-и-мачеха, одуванчик;
  • Красивые цветы, которые приносят человеку эстетическую пользу. Из них можно сделать оригинальные букеты и цветочные композиции. К таким относятся разнообразные лесные цветы;
  • Травы и цветы, которые являются хорошими медоносами, например, клевер;
  • Съедобные корешки и травы, которые люди употребляют в пищу. В них содержится большое количество витаминов и полезных веществ. Главное – собирать их не вдоль дорог, а в лесу или в поле. Наиболее яркие примеры зеленого подножного корма –дикий щавель, сныть, крапива двудомная.

У многих дикорастущих имеются «окультуренные» двойники. Как правило, в этом случае они отличаются друг от друга размерами и внешним видом. Так, например, дикий щавель отличается от щавеля, который выращивают на огороде, меньшими размерами и другой формой листьев. Точно так же дикорастущая земляника отличается от своей «окультуренной» родственницы, клубники или виктории, по форме листьев, по размеру и вкусу ягод.

Особенности

У этих представителей флоры много интересных особенностей. Об этом можно прочитать в школьных учебниках по ботанике, а также в специальных справочниках. Среди наиболее ярких особенностей можно выделить следующие:

  • Они хорошо приспосабливаются к любым перепадам температуры, к любой погоде и климатическим условиям;
  • По сравнению со своими «культурными» родственниками, дикорастущие отличаются большей морозостойкостью и устойчивостью к агрессивным внешним воздействиям;
  • Плоды их довольно часто непригодны в пищу из-за кислого вкуса. Так, например, плоды яблони-дичка могут показаться совершенно несъедобными по сравнению с плодами тех яблонь, которые растут в саду и огороде;
  • Культурное растение невозможно сделать дикорастущим. Даже те кустарники и деревья, которые растут в заброшенных садах и огородах почти не «дичают» со временем. А вот дикорастущее можно легко «окультурить» методом прививания.

Среди дикорастущих растений очень много ядовитых, представляющих смертельную опасность для человека. Одно из самых опасных – вех ядовитый, его даже использовали в старину в качестве яда, когда хотели уничтожить неугодного человека. Для того, чтобы избежать смертельной опасности, нужно знать, как выглядят ядовитые растения. Увидеть их фотографии можно в интернете и в специализированной литературе. А дети должны твердо знать, что рвать и тем более брать в рот их без разрешения взрослых категорически запрещается.

Это элементарное правило безопасного поведения в лесу и в поле нужно строго соблюдать. Также знать ядовитые растения «в лицо» обязательно должны фермеры, которые сами заготавливают корм для скота. Среди дикорастущих есть травы, которые безвредны для человека, но могут вызвать серьезное пищевое отравление у домашних животных.

Практическая польза

Среди этих растений много лекарственных. Также многие дикорастущие растения – прекрасный корм для мелкого и крупного рогато скота. Если почитать о пользе этих растений, можно узнать много интересного. Многие травы на Руси испокон веков считались лечебными, полезными, и даже питательными: в голодные годы неурожая многие травы употребляли в пищу. Конечно, среди дикорастущих трав и цветов немало ядовитых и вредных сорняков. Поэтому очень важно не путать полезные дикорастущие растения с вредными или «нейтральными», не приносящими ни пользы, ни вреда.

Так, например, дикий щавель бывает двух видов: съедобный щавель (маленькие мелкие листочки) и «конский» щавель, не имеющий питательной ценности и не обладающий приятным вкусом (растение с толстым длинным стеблем и крупными листьями, по форме напоминающими съедобный дикорастущий щавель). Многие дикорастущие растения, имеющие практическую пользу, люди целенаправленно сажают и выращивают. Так, например, клевер может расти сам по себе, а можно выращивать его на корм крупному и мелкому рогатому скоту или в качестве растения-медоноса для пчеловодческого хозяйства.

Читать еще:  Растение иван да марья описание

Полезные советы

Сейчас мало людей, хорошо разбирающихся в пользе дикорастущих растений, за исключением специалистов-ботаников. Однако, в старые времена на Руси было очень много травников. Они не только готовили лекарства из них, но и приписывали некоторым травам сакральные или магические свойства. Практические знания о пользе дикорастущих растений смешивались с суевериями. В настоящее время древняя наука о травах превратилась в практическую отрасль медицины – фитотерапию.

Современные фитотерапевты уже не приписывают дикорастущим травам волшебные свойства, но используют их для изготовления лекарств, эффективно лечащих многие серьезные заболевания, вплоть до онкологии. Многие люди, ведущие здоровый образ жизни, активно включают в свой ежедневный рацион съедобные корешки. Их главное преимущество заключается в том, что они содержат мощные антиоксиданты, замедляющие процесс физиологического старения.

Дикорастущие растения с древних времен играют важную роль в жизни человека. Они могут быть и «друзьями», и «врагами». Поэтому очень важно знать «в лицо» как полезные, так и ядовитые. Полезные дикорастущие растения – первые помощники человека в лечении, питании, сельском хозяйстве. Для того, чтобы максимально эффективно использовать их полезные свойства, нужно как можно чаще читать специализированную литературу по ботанике, биологии и природе родного края.

Урок окружающего мира «Дикорастущие и культурные растения» с презентацией, 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е. Цветкова» Степанова Г.А.

Проверка домашнего задания. (Самостоятельная работа) Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

Проверка самостоятельной работы. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

На какие группы делятся растения по виду листвы? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Растения Лиственные Хвойные

Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста… Растения одевают человека –лен, хлопок. Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза… Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…

Растения Человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Растут независимо от человека.

Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? Деревья Растет в саду, за ней ухаживает человек. Приносят пользу человеку. Растет в лесу.

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Кустарники Растет в саду, за ним ухаживает человек. Растение леса.

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? Травянистые растения Человек сажает. Ухаживает, собирает урожай. Растет повсюду.

Растения Выращивает специально человек. Никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, на водоеме. Культурные Дикорасту- щие

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте). Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками). Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево). Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание). По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немножко отдохнём. И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте). – На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и продолжаем говорить о растениях. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дикорастущие растения Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

Василек С чем можно сравнить цветы васильков? Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд.

Какие еще растения бывают кроме дикорастущих?

Культурные растения Назовите растения каждой группы. Деревья Травы Кустарники

Закрепление изученного материала. 1.Работа в тетрадях. 2.Отгадывание загадок. Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове?

Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые.

Дикорастущие и культурнык растения
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Дикорастущие и культурнык растения

Скачать:

Вложение Размер
Дикорастущие и культурнык растения 2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дикорастущие и культурные растения.

Деревья Кусты Травы На какие группы делятся все растения?

Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста… Растения одевают человека –лен, хлопок. Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза… Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…

Чем отличаются ель от яблони? ?

Общее Различие Растёт в лесу. Растёт в саду. За ней ухаживает человек. дерево дерево Приносит пользу Приносит пользу

Чем отличаются орешник от крыжовника? ?

Общее кустарник кустарник Приносит пользу Приносит пользу Различие Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Растёт в лесу.

? Чем отличаются одуванчик от помидора?

Общее Различие Травянистое растение Травянистое растение Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

На какие две группы можно разделить все растения? ? ? Растения, которые выращивает специально человек. Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.. Культурные Дикорастущие

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте). Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками). Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево). Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание). По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немножко отдохнём. И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте). – На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и продолжаем говорить о растениях. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дикорастущие Деревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.

Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. василёк

Василек С чем можно сравнить цветы васильков? Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд.

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. Что это за дерево?

Культурные Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

Культурные деревья кустарники травы Яблоня Груша … Крыжовник Смородина … Помидор Огурец …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира поможет сформировать у учащихся представления о группах растений.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений.

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А.”Дикорастущие и культурные растения”.

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1классе на тему “Дикорастущие и культурные растения”, где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных, приводить прим.

Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный.

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме “Дикорастущие и культурные растения”, 1 класс. Программа “Перспектива”.

Цели: – дать представление о разнообразии растений; – учить детей различать культурные и дикорастущие растения; – познакомить со значением растений в жизни людей.

Дикорастущие растения

Многообразие форм покрытосеменных растений обеспечивает их повсеместное распространение. Жизненные формы покрытосеменных растений образуют леса, луга, заселяют холмы и горы, а так же обитают в пресноводных водоемах и болотах. Все это — дикорастущие растения.

Существует множество съедобных и ядовитых дикорастущих растений. По внешнему виду сложно определить, съедоб­но это растение или нет. Только знание и изучение расте­ний, внимательность во время пребывания на природе по­могут избежать опасности.

Съедобные дикорастущие растения

В лесах можно обнаружить ди­корастущие кустарники и кустарнички с вкусными плодами. Это ежевика, малина, брусника, костяника (рис. 179), черника, морошка. Там же можно найти вкусные ароматные плоды земляники. Голод мож­но утолить орехами лещины.

Многие съедобные дикорастущие рас­тения являются кладезем полезных для человека веществ. Лебеда (рис. 180), одуванчик (рис. 181), щавель заменят овощной салат, насытят организм не­обходимыми витаминами. Вкусный салат можно приготовить из моло­дых побегов крапивы с верхними ли­сточками, предварительно тщатель­но обмяв их для удаления жгучих волосков. Листья одуванчика мож­но есть в сыром виде, предваритель­но вымочив в воде для удаления горь­кого млечного сока. Очищенный и промытый корень одуванчика мож­но варить, жарить или сушить, что­бы потом растереть его в муку. В сы­ром виде можно употреблять кислицу.

Молодые отваренные корни и по­беги иван-чая (рис. 182) употребляют как капусту. Корневища на вкус слад­кие, их едят сырыми и вареными. Из листьев можно заваривать чай. В пищу годятся сваренные или поджаренные молодые побеги и корневища рогоза. Головки цветущего клевера лугового (рис. 18.3, с. 210) используют для за­варивания чаи, приготовления супа, а молодые листочки — для салата. В пищу годятся молодые листья, по­беги и корни лапчатки гусиной (рис. 184, с. 210), молодые листья па­стушьей сумки и сныти.

Молодые листья подорожника большого можно использовать для приго­товления салатов, супов, пюре. Вкус становится приятнее, если к листьям подорожника добавить листья ща­веля (рис. 185).

Чтобы употреблять дикорасту­щие растения в пищу, нужно знать, как они выглядят, понимать, как их правильно употреблять.

Нельзя собирать съедобные растения вдоль автомо­бильных дорог, железнодорожных насыпей, в крупных населенных пунктах. Растения со съедобны­ми стеблями необходимо тщатель­но очищать от внешних покровов, волосков и чешуек. Листья, при­годные в пищу, необходимо хоро­шо промывать водой. Листья неко­торых растений нужно предвари­тельно замочить, чтобы избавиться от горького и кислого привкуса. Корни и корневища также необхо­димо очищать и промывать боль­шим количеством воды. Корни одуванчика лучше подвялить на солнце, чтобы вышел горький сок.

Ядовитые дикорастущие растения

Ядовитые растения — это растения, содержащие вещества, способные вызывать болезнь или смерть человека или животных. Многие дикорастущие растения являются несъедобными или ядо­витыми. Ядовитыми являются чистотел большой (рис. 193), белена черпая (рис. 194), лютик ядовитый и многие другие дикорастущие растения.

Цикута (вех ядовитый)

В природе встречаются ядови­тые растения, которые можно лег­ко перепутать со съедобными. На­пример, цикута (вех ядовитый) (рис. 186) имеет ярко выраженный запах моркови, а корневище внеш­не напоминает репу. На самом деле это одно из самых ядовитых расте­ний наших лесов. Цикута — это крупное травянистое растение. Сте­бель полый, сильно ветвящийся кверху. Верхние листья дваждыперистые, короткочерешковые. Ниж­ние длинночерешковые, трижды-перистые. Корневище полое, с пе­регородками. Соцветие сложный зонтик.

Болиголов пятнистый

В лесных оврагах, на просеках и полянах, по опушкам леса, на за­ливных лугах, пустырях, у дорог и заборов растет болиголов пятнистый (рис. 187). Растение источает резкий запах, способный вызвать головную боль.

Ландыш майский

Опасным для жизни является известное всем растение ландыш майский (рис. 188). Привлекательный внешний вид растения и аро­мат цветков могут ввести в заблуж­дение. Яркие красные ягоды этого растения несъедобны и могут вы­звать тяжелейшие отравления.

Воронец колосистый

Еще одно опасное растение — это воронец колосистый (рис. 189). Тра­вянистое растение с белыми или кремовыми цветками, собранными в пушистые метелки. Плоды сна­чала зеленые, при созревании чер­ные, глянцевые, крупные, овально­цилиндрические, собраны в кисть. Все растение очень ядовито, особен­но плоды.

Волчеягодник обыкновенный

Волчеягодник обыкновенный — это невысокий кустарник с узкими темно-зелеными листьями. В наро­де его называют волчье лыко. Цве­тет весной ярко-розовы ми цветка­ми, аромат которых напоминает си­рень. Токсичен даже запах. Он спо­собен одурманить не только ребен­ка, но и взрослого человека. Все рас­тение, в особенности плоды, ядови­то. Плоды овальной формы сначала зеленые, потом красные, созревают в конце июля — августе (рис. 190).

Белладонна (красавка обыкновенная)

Красавка обыкновенная, или белладонна (рис. 191), — это многолет­нее травянистое растение высотой 1-2 м с прямостоячим толстым зе­леным или фиолетовым стеблем. Листья широкие, очередные, по­парно сближены, причем один всег­да крупнее других. Цветки одиноч­ные, поникшие, колокольчатые, грязно-фиолетового (иногда жел­того) цвета. Цветет с июля до глу­бокой осени. Ядовиты все части растения, в том числе плоды. От­равление чаще случается у детей, которых привлекают напоминаю­щие вишню или виноград сочные плоды.

Бересклет бородавчатый

Бересклет бородавчатый — это кустарник 3-4 м высотой, с удли­ненными листьями, зеленоватыми маленькими невзрачными цветка­ми (рис. 192). Растение имеет три характерные особенности, по ко­торым его можно отличить от дру­гих кустарников. На стеблях рас­положены многочисленные чече­вички в виде бородавочек. Цветки имеют «мышиный» запах. Чер­ные, похожие на головастиков се­мена с оранжевыми присемянниками свешиваются из розовых плодов. У бересклета ядовиты все части растения, но наибольшую опасность представляют ядовитые плоды, привлекающие внимание своим ярким видом. Материал с сайта https://wiki-med.com

Вороний глаз

Ядовитым является вороний глаз — это травянистое многолет­нее растение с блестящей яго­дой на кончике стебля. Особен­но ядовиты плоды, напоминаю­щие глаз вороны. Они могут вы­зывать тяжелейшие отравления.

Первая помощь при отравлениях ядовитыми растени­ями

Признаками отравления ядовитыми растениями явля­ются частое сердцебиение, тошнота, боль в области печени, возбужденное или заторможенное состояние. Первая помощь предполагает:

  • очистить пищеварительный тракт, для чего дать потерпевшему выпить подсоленной воды и вызвать рво­ту (проделать 5-7 раз);
  • выпить активированный уголь из расчета 1 таблетка на 10 кг массы тела;
  • при обморочном состоянии опустить голову пострадавшего вниз, приподнять ноги, проверить, не западает ли язык;
  • если остановилось дыхание, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Срочно обратиться к врачу.

Знание ядовитых растений увеличит ваши шансы на вы­живание в непредвиденной ситуации, позволит предупредить отравление у других людей, особенно если вы отправились в путешествие или на прогулку в лес, на пикник или оказа­лись по другой причине на природе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
\n
<\/div>\n \n ","snd":"","res_of":"∞","res_to":"∞"}]},{"how":{"onсe":{"direction":"top_to_bottom","before_after":"after","N":"2","selector":"h2","search_all":"false"}},"ID":"302","html":[{"fst":"","snd":"","res_of":"∞","res_to":"∞"}]},{"how":{"onсe":{"direction":"top_to_bottom","before_after":"after","N":"3","selector":"h2","search_all":"false"}},"ID":"303","html":[{"fst":"","snd":"","res_of":"∞","res_to":"∞"}]},{"how":{"onсe":{"direction":"top_to_bottom","before_after":"after","N":"4","selector":"h2","search_all":"false"}},"ID":"304","html":[{"fst":"
<\/div>\n
Для любых предложений по сайту: [email protected]