afros-st.ru

Рисунки для прорезной резьбы по дереву

Прорезная резьба (ажурная) и трафареты

Из резного дерева и фанеры можно сделать столько предметов декора и полезных мелочей, что глупо ограничивать сферу применения работ. По сути, это может быть абсолютно все, на что хватит фантазии: шкатулки, обложки для декоративных и коллекционных книг, абажуры, панно, ставни, элементы мебели, наличники, карнизы… Но самое привлекательное в создании эксклюзивных работ то, что выполнить их сможет каждый желающий, если приложит определенное количество усилий.

Прорезная резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы

Главный залог успеха в создании интересных вещиц с прорезной резьбой – это выбор рисунка. Именно он передает общую концепцию и задает эстетический тон всему изделию.

Проще всего начинающим будет выполнить узоры геометрической формы, как на фото.

Резные рисунки флористической и анималистической тематики – классика орнаментов для любой сферы применения.

Надписи – современный вариант применения резьбы по дереву и фанере. При этом чертежи и эскизы вы вряд ли сумеете найти в сети – их придется составлять сугубо индивидуально под личные требования к размерам, шрифтам, словам.

Трафареты по прорезной резьбе

Однако в отличие от прорезных надписей на фанере рисунки с растительной, животной и фантазийной тематикой можно найти в сети. Так что смело выбирайте понравившиеся трафареты в альбом, и идей для творчества хватит надолго!

Самые простые эскизы подойдут как для тренировки в самом начале пути изготовления изделий, так и смогут стать отдельными элементами сложной конструкции. Например, так оформляют резные дома.

Более сложные шаблоны потребуют определенных навыков и терпения, но результат стоит того. Такие картинки могут служить самостоятельным изделием, даже подарком.

Целые композиции с идеей и смыслом обычно служат либо отдельным произведением, либо составляют основу работы.

Инструменты для прорезной резьбы: лобзик или фрезер

Однако выбор рисунка – это только треть успеха. Еще один важный аспект, который обязательно надо рассмотреть прежде, чем приступить к самой работе. А именно – выбор инструмента, которым будет производиться резьба по дереву или фанере.

От оборудования зависит:

  • насколько тонкой получится резьба;
  • сложность картинок;
  • скорость вырезания;
  • аккуратность работы.

Поэтому важно оценить все плюсы, минусы, возможности и ограничения каждого из традиционных инструментов для выпиливания:

Лобзик – приспособление для фигурного вырезания деталей. Ручным инструментом работать довольно трудоемко, но позволяет очень точно выполнить выпиливание по чертежу. Электроинструмент позволяет быстро производить фигурные изделия из фанеры, но требует осторожности.

Фрезер – это инструмент, благодаря которому плоскорельефная прорезная резьба приобретает более тонкий и завершенный вид. Именно с его помощью получается скруглить края, удалить сколы, сделать подзоры, осуществить самое сложное вырезание.

Теоретически фрезером можно выполнить те же работы, что и лобзиком, и даже больше, но по факту такое обращение с инструментом чревато его быстрым выходом из строя, частой заменой фризы.

Материалы для прорезной резьбы

В большинстве случаев для такого вида работ выбирают фанеру – она равномерно тонкая, обладает приятным окрасом и структурой, ее не ведет при дальнейшем использовании или хранении в отличие от массива дерева. Именно выбор материала становится третьим китом удачной работы.

Современный рынок изобилует разными видами материалов, поэтому несложно и запутаться. Для такой работы следует выбирать:

  • фанера ФК – безвредная для человека и среды, прочная, удобная в резке, практичная;
  • фанера ФБ – также безопасная для человека, но устойчивая к агрессивной среде, поскольку проходит специальную обработку и получает защитное покрытие, из-за чего может стоить на порядок больше.

Обратите внимание! Ни в коем случае не выбирайте для внутренних работ фанеру класса ФСФ – она обрабатывается канцерогенными консервантами и допустима к использованию только на свежем воздухе – ими отлично облицовывается баня или дом снаружи.

Фото резных домов из дерева

Для России особое значение имеет прорезная резьба в качестве отделки фасадов зданий. Издавна орнаменты, вырезанные на бересте и других схожих материалах, украшают избы, бани, церкви, что красочно демонстрируют фотографии.

Видео фрезерования по дереву ручным фрезером

Если вы только решились попробовать свои силы в фигурной прорезной резьбе, нелишним будет посмотреть видео с мастер-классом. Оно поможет лучше понять, как создаются рисунки, и как появляется такая домовая красота.

Трафареты для резьбы по дереву

Рассмотрим, что такое трафареты для резьбы по дереву, как их можно применять и какие они. Сегодня это древнее ремесло увлекает многих, но это достаточно сложное и кропотливое занятие, для которого нужен не только талант, но и художественные навыки. Если все необходимое для этого дела приобретено и известно, как работать с каждым из инструментов, то определяются с рисунком.

Узор трафарета для нанесения рисунка на дерево

Но не всегда возможно выбрать и нарисовать нужный. В этом случае приобретают трафареты для резьбы по дереву, которые помогают начинающему мастеру все правильно выполнить.

Виды трафаретов

Рассмотрим, что такое трафарет. Это приспособление, помогающее нанести узор или идентичные символы на поверхность. Например шаблоны для резьбы наличников из дерева занимают особенное место в этой нише, так как они производятся специально для того, чтобы мастер мог выполнить сложные работы, предназначенные для украшения интерьера дома и внешних стен.

Трафаретов для резьбы по дереву лобзиком существуют для следующих предметов интерьера:

Читать еще:  Как правильно освежевать барана видео

  • ленточного резного орнамента;
  • резных наличников;
  • пилястр;
  • полотенец;
  • кронштейнов;
  • резных балясин и др.

Трафарет со сложным узором для резьбы

Это специализированные шаблоны, именно по ним создаются объемные орнаменты и узоры. Они значительно облегчают поставленную задачу изменения внешнего вида интерьера. Ведь не приходится искать трафарет, а его можно просто скачать или заказать через всемирную сеть. А после создать свой шедевр.

Как выбрать и где найти трафарет

Существует большое количество различных шаблонов для резьбы по дереву для начинающих: от простых орнаментов до скульптурной резьбы животного, птицы, человека или целой картины. Делая выбор, необходимо помнить о следующих правилах:

  • если инструменты для резьбы держат в руках впервые, то не приобретают шаблон старинной картины или гравюры, так как работать по нему достаточно трудно и можно испортить исходный материал;
  • для определенного вида резьбы существуют свои трафареты;
  • чтобы работу выполнить аккуратно, все линии на исходный материал переносят точно.

Многие старые издания (дореволюционные) — и российские, и зарубежные — имели иллюстрации гравюр, рисунков, узоров, орнаментов и других декоративных элементов из дерева.

Стильный орнамент трафарета для резьбы

А в наше время это доступно через электронные библиотеки, которые публикуют полные издания. Поэтому можно заглянуть в эти редкие публикации и «взять вдохновение» оттуда. Художник, декоратор, дизайнер или резчик по дереву оценит такой источник информации, так как он дает понять и почувствовать не только минувшую эпоху, но и дух того времени. Ведь именно тогда все производили вручную, а предметы украшали причудливыми узорами.

Перед выбором рисунка сопоставляют размеры заготовки и изображения. Для правильного и хорошего прочтения необходимо помнить следующие моменты:

  • если изделие крупное, то не выбирают ажурный или мелкий орнамент;
  • для мелкого не подходит крупный рисунок;
  • нужно соблюдать пропорции.

Подборка различных геометрических узоров для резьбы

Все это касается не только растительного узора, но и изображения животного, птицы и этнического орнамента.

Виды резьбы

Существуют следующие методы обработки дерева:

Рассмотрим первый из них. Его не применяют часто, так как это особенная техника, обучение длится несколько лет. Фактически в процессе работы полностью удаляется фон, подложка или задний план. Поэтому на готовом изделии орнамент воздушный. В качестве заготовки применяют древесину пихты, липы, сосны или ели. А от выбранного инструмента зависит технология выполнения.

Если собираются применить лобзик, то сначала высверливают отверстия (по шаблону), в которые помогут ввести полотно пилки.

Эта методика считается легкой, но при ее исполнении возможны неточности и ошибки.

Скамейка для дачи выполненная прорезной резьбой

Еще можно использовать электрический ручной фрезер, который качественно обработает грани орнамента, но для этого необходимы определенные знания и опыт. Но этот вид резьбы применим не только на изделиях маленького размера, так как есть мастера этого дела, работающие бензопилами.

Статьи

Устройство киота для иконы

Как устроен простой глухой киот для иконы

Глухой киот – это киот, который не открывается с лицевой стороны. Достать икону можно только с обратной стороны.
Киот может быть как с внутренней рамкой (часто окрашенной под золото), так и без неё.
Глубина киота зависит, в первую очередь, от толщины иконной доски и внутренней рамки.
Стекло я использую тощиной 2,5 – 3мм, в качестве задней стенки – ДВП.
Внутри киота икона позиционируется с помощью тонких брусочков, прикрученных к внутренней рамке.

Для увеличения фотографии – кликните на ней грызуном

Обратная сторона киота, без задней стенки

Как правильно и точно узнать толщину иконной доски?
Доска измеряется с торца в верхней точке изгиба.

3d-модель киота, выполненная в программе SketchUp

Как правильно измерить толщину иконной доски

Очень часто ко мне обращаются люди с просьбой изготовить киот для иконы.

При этом не всегда есть возможность передать мне в мастерскую саму икону.
Это может происходить по причине расстояния или когда икону ещё пишет иконописец, или она на реставрации.
Многие хотели бы готовую икону сразу вставить в надёжный киот, тем самым защитив её от окружающей среды и некоторых неблагоприятных воздействий: пыли, свечной копоти, перепадов влажности и температуры (особенно если икона будет находиться в храме).

Отсылать мне икону почтой – тоже вариант не из лучших, особенно если икона ценная или древняя: что случится с ней в дороге не знает никто. И сама почта тоже ))
Остаётся самый простой вариант – снять необходимые размеры с иконы и передать их мне сообщением.

Замерить длину и ширину иконы не составляет никакой сложности, а вот с толщиной бывают проблемы.
Дело в том, что многие иконы, писаные на иконной доске, со временем деформируются, выгибаются несмотря на наличие шпонок с обратной стороны. Замерять толщину такой иконной доски надо не с краю, а посередине торца.
Для этого положите икону на ровную поверхность, на стол.
И приложите линейку так, как показано на рисунках:

«Я захотела научиться столярному делу — и я этого добилась»

Ольга Нарадовская живет в деревне Великая Кракотка больше десяти лет, сама она родом из Солигорска.
Несколько лет тому назад с мужем в Великой Кракотке они открыли небольшую столярную мастерскую «Ель и дрель», где изготавливают иконостасы для храмов, аналои, престолы и другую церковную утварь.
В изготовлении многих вещей Ольга помогает мужу, а многие делает самостоятельно.

— Вообще у меня торговое образование. В 2012 году мы с мужем ездили работать в Сергиев Посад, где и пришлось работать в столярной мастерской. Муж изготавливал деревянные стеклопакеты, а я их шлифовала и красила. Через год мы вернулись в нашу любимую Кракотку, где немного поработали при монастыре, а затем решили открыть свою маленькую мастерскую. Сразу я увлекалась декупажем, потом полюбила деревообрабатывающий станок-рейсмус, а затем постепенно освоила и фрезер, и токарный станок, — рассказывает Ольга о своих шагах в освоении столярного дела.

Более сложные изделия, такие как аналои, киоты, Ольга и Роман делают вместе. А ключницы, тарелки из разных пород дерева, угловые полки, полки для икон — дело рук Ольги. Подсвечники — так это вообще ее задумка и фантазия.

— На сегодняшний день мне очень нравится работать за токарным станком. Вставил кусочек дерева — и из него получился замечательный подсвечник или бокал. Я считаю, что нет ничего невозможного, главное — желание, и всё получится. Вот я захотела научиться столярному делу — и я этого добилась, — говорит Ольга.

Изготовление киота для иконы

Изготовление оглавления с резьбой по дереву для киота

Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.
Чтобы увеличить изображение – кликните на нём мышью.

Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы.
Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО)
Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота.
На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП – это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры – это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева.
Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон – зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.

Следующие фото – это шаблон для нижней и верхней части киота

Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.
После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.

Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.
С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.
Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.
При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.
Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.

Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.
Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции.
Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую – чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.
Хотя если и ошибётесь – шпаклёвка в помощь.

То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.

С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.
Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.

Соединяем карниз со стенкой оглавления.
Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.

Вид с лицевой и обратной стороны.

Эскиз, шаблон резьбы по дереву

Накладная резьба для киота

Изготовление резного декора для оглавления напольного киота.

Верх (или оглавление, корона) напольного киота представляет собой арку с накладной резьбой по дереву.
Внутри арки будет находиться православный восьмиконечный крест с резным декором.

В начале чертим саму арку в масштабе 1:1 и затем крест, вокруг которого будет размещаться наша резьба по дереву.
Первоначально эскиз рисуется “от руки”, точность линий, плавность закруглений на этом этапе не играют существенной роли. Главное – расположить узор равномерно вокруг креста, соблюдая в общих чертах пропорции, создать логичный и законченный рисунок растительного орнамента.
После этого при помощи лекал выравниваем нарисованные “от руки” линии, добиваясь плавности переходов, округлости завитков, добавляем мелкие детали в эскиз.
Рисуем, как обычно, только одну левую часть узора – правая будет строго ей симметрична.
Для того, чтобы понять как будет выглядеть готовая резьба можно приложить зеркало вдоль вертикальной линии (проходящей по кресту). В зеркале отразится правая часть эскиза резьбы, то есть нам станет виден весь узор в целом.

Карандашом затушёвываю те части эскиза, которые будут резаться прямыми стамесками. Незатенённые участки – полукруглыми резцами.

Некоторые мастера вырезают эскиз и приклеивают его на деревянную заготовку. Затем по линиям эскиза с помощью лобзика удаляют ненужные части узора и режут резцами прямо по бумаге и по заготовке одновременно.
При таком способе шаблон эскиза не сохраняется и если в последствии потребуется в точности изготовить аналогичный декор – приходится заново создавать рисунок.
Я делаю иначе: ламинирую рисунок эскиза простым прозрачным скотчем с двух сторон. Затем с помощью резцов аккуратно вырезаю его и получаю шаблон для резьбы, который можно использовать много раз. Можно назвать это трафаретом.
Шаблон прикладываю к заготовке и обвожу острозаточенным карандашом или ручкой. При помощи лобзика убираю всё лишнее и получаю заготовку для резьбы. Внешне – это домовая прорезная резьба, но нам ещё предстоит поработать над ней резцами и стамесками. Для того, чтобы мне было понятно где, что и чем резать – я переношу рисунок эскиза на деревянную деталь. Тоже с помощью лекал.

После обработки резцами готовый декор вручную шлифуется мелкой шкуркой.
Шкуркой убираем подпалины от пилки лобзика, сглаживаем неровности после работы стамесками.

Перевернув резьбу можно подрезать резцами в некоторых местах обратную сторону узора. Таким образом мы как бы приподнимем, отделим наш резной декор от фона, к которому он будет крепиться.

На следующих фото резьба по дереву покрыта прозрачным лаком.
Деревянный щит для заготовки клеился из разных делянок – это видно по разному цвету дощечек. В данном случае это не важно – готовый резной декор будет окрашиваться краской “под золото”.
Лак играет роль грунта и несколько нанесённых слоёв позволят получить гладкую поверхность перед покрытием золотом.

Резьба по дереву на киоте окрашеная “под золото”.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]