Составьте схему строения семени фасоли
Составьте схему строения семени фасоли
1. Заполните схему
2. Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.
Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения — Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях.
3. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.
Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — К ожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.
Вывод:
Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).
Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.
4. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».
Растения | Из каких частей состоит семя | Из каких частей состоит зародыш | Где находится запас питательных веществ |
Фасоль | Зародыш, семенная кожура | Стебелёк, почечка, корешок, две семядоли | Семядоли |
Пшеница | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Одна семядоля, почечка, стебелёк, корешок | Эндосперм |
Миндаль | Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма | Две семядоли, почечка | Эндосперм |
Лук | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Корешок, стебелёк, одна семядоля | Эндосперм |
Ясень | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Зародыш с двумя семядолями | Эндосперм |
Частуха | З ародыш, семенная кожура | Одна семядоля, почечка | Семядоля |
5.* Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.
Вывод: Из почечки вырастают листья, из стебелька — стебель, из корешка — корень, из семядолей — первые два листочка растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семян. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.
Вывод:
Яблоня — это двудольное растение. Семя яблони состоит из семенной кожуры, зародыша, микропиле и эндоспермы. Зародыш семени яблони включает в себя корешок, стебелёк, почечку и две семядоли. Функцию запасания питательных веществ выполняет эндосперм.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые репродуктивные (генеративные, предназначенные для размножения растения) органы. Их семя защищено семенной кожурой, а питательные вещества для роста зародыша накапливаются прямо в семени: либо в эндосперме, либо в семенных долях зародыша.
Урок биологии в 7 классе “Строение семени фасоли”
Цель : сформировать представление о строении семени двудольных растений.
Задачи : – познакомить с особенностями строения семян двудольных растений на примере строения семени фасоли;
– развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
– формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян;
– воспитание навыков уважительного отношения к мнениям других, объективного подхода к оценке чужих и своих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование : таблица «Органы растения», компьютер, презентация «Строение семени», коллекции семян, лупы, семена фасоли, наборы цветной бумаги, ножницы, клей,карандаши, тетради, рабочие листы.
Словарная работа : семенная кожура, семядоли, зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечка, рубчик
1. Организационный момент
1. Приветствие, готовность к уроку, эмоциональный настрой: – Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! Готовы к работе?
– Сегодня для работы на уроке вам нужны будут учебники, тетради, карандаши, лупы, ножницы, клей, цветная бумага.
– Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока, и это поможет вам успешно справиться со всеми заданиями.
– вспомните, какой большой раздел мы изучаем на уроках биологии? (органы цветкового растения).
– какие растения называют цветковыми? (те, которые цветут)
– назовите органы цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок, плод)
– с какими из них мы уже познакомились? (цветок, плод)
2. Определение темы:
– а сейчас послушайте меня и определите, о какой части растения пойдет речь на сегодняшнем уроке.
– У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
– что же у меня в руке?
– Так о чём мы с вами будем вести разговор? (о семенах)
Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями.
– Тема урока «Семя. Строение семени» (запись темы в тетрадь) СЛАЙД1
– какова цель нашего урока:
Изучить строение семени
Чтобы изучить и узнать все тайны о семени мы с вами
– познакомимся со строением семени, посмотрев и обсудив видеофильм;
– проведем лабораторную работу и докажем, что семя – это зачаток растения;
– сконструируем модель семени;
– А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? ( из семени появляется новое растение)
– Как же появляются молодые растения из семян? Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. А где же оно? Сегодня нам предстоит это выяснить.
Нас ждет интересная и плодотворная работа.
Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха и хороших оценок.
3. Критерии оценивания
Свои успехи вы будете отмечать в оценочном листе
Повторение темы «Плоды»
Мое участие в обсуждении видеофильма «Строение семени»
Лабораторная работа «Строение семени фасоли».
Моделирование семени фасоли
Закрепление нового материала:
– ответы на вопросы
Итоговая оценка за урок
– я буду оценивать знание материала, полноту ответов, использование в речи биологических терминов.
II . Актуализация знаний:
– о какой части растения мы вели разговор на прошлом уроке? (о плодах)
– на какие две группы делят плоды?
– какими могут быть плоды по количеству семян в них?
А теперь проведем небольшую разминку, внимание на экран. СЛАЙДЫ 3-8
«Найди лишнее», «Сравни»
III . Изучение нового материала
– что общего между всеми плодами? (в них находятся семена)
– что вы знаете о семенах? (семена находятся в плодах, ими размножаются растения)
– Задание: Рассмотрите коллекцию семян и сравните семена разных растений.
– Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам ) .
ИТОГ: Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам.
– но что-то есть в них общее, а что мы узнаем позже.
– Что мы делаем с семенами весной на своих приусадебных участках? (мы сеем разные семена овощных культур и цветов).
– А что означает, посеять семена? (делаем бороздки на определенную глубину, раскладываем семена и присыпаем их землей).
– что же произойдет через некоторое время на том месте, где мы посеяли семена? (там появляются маленькие растеньица)
– Почему новое растение вырастает именно из семени? Что есть в нем, что позволяет вырасти из него новому растению?
– как мы можем ответить на эти вопросы? (изучить строение семени)
– Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм, в котором рассказывается о строении семени фасоли. Почему фасоли, да потому что это семя довольно крупное и рассмотреть, все то, что у него находится внутри, будет несложно.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить части семя фасоли и их роль в жизни растения.
Просмотр видео «Строение семени» СЛАЙД 9
Беседа по фильму с опорой на новые слова: СЛАЙД 10 (опорные слова)
– чем покрыто семя фасоли?
– зачем нужен рубчик семени?
– что находится под кожурой семени?
– как называются большие доли семени?
– почему у фасоли семядоли крупные мясистые?
– зачатки каких органов образует зародыш?
ИТОГ: в семени есть кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка с листочками.
– как мы можем проверить достоверность фактов, изложенных в фильме? (провести лабораторную работу)
Сейчас вы окажитесь в лаборатории и проведете свои исследования.
На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.
Правила ТБ СЛАЙД 12
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом.
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа: Строение семени фасоли СЛАЙД 13 Приложение 1
– Лабораторную работу будем выполнять, пользуясь инструктивной карточкой
Проговаривание пунктов карточки вслух
Под семенной кожурой найдите зародыш . Разъедините его на доли. Прочитайте на рисунке, как они называются. Сколько их?
Обратите внимание: они крупные, толстые. Подумайте, что в них находится.
Найдите другие части зародыша. С помощью лупы и слайда найдите и рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк и почечку с листочками.
Смоделируйте семя фасоли из цветной бумаги
Перед ответственной работой немного расслабимся Динамическая пауза СЛАЙД 11
Моделирование семени фасоли:
– Мы были с вами исследователями, а теперь станем конструкторами и будем моделировать семя фасоли.
Пооперационная инструкция учителя с демонстрацией модели семени:
– Из бумаги более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру, обведя шаблон более крупный.
Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры. К внутренней стороне семенной кожуры приклеиваем семядоли.
Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку. Помещаем их между семядолями и приклеиваем.
Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.
– Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени?
– Можем ли мы теперь сказать, что семя – зачаток растения.
ИТОГ Из семени вырастет новое растение. Из корешка семени вырастет корень, из стебелька – стебель, из почечки – побеги.
Работа с учебником:
Задание: на стр.34 прочитайте второй абзац сверху и ответьте на вопросы
– какие растения называются двудольные?
– перечислите растения относящиеся к двудольным;
– найдите семена двудольных растений на коллекции.
– что же общего у всех семян двудольных растений?
IV . Закрепление и систематизация знаний
Тест с различным уровнем сложности
Задание: выбери и подчеркни вариант ответа ДА или НЕТ
2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке
3. Семенная кожура выполняет защитную роль
4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени
5. Семенная кожура – это часть зародыша
Задание: закончи предложения
1. В семядолях находится ____________________________________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из _________________________________
3. Роль семенной кожуры ____________________________________________
4. Из корешка зародыша вырастет _____________________________________
5. Растения, у которых семена имеют две семядоли, называются __________________.
Домашнее задание: вклеить в тетрадь карточку с ходом лабораторной работы, зарисовать семя фасоли и подписать его части
СЛАЙД 2 (возвращаемся к плану урока)
– почему семя называют зачатком растения?
– на каком семени мы это доказали?
– а вот все ли семена имеют такое строение как семя фасоли мы узнаем на следующем уроке.
СЛАЙД Работа с листами самооценки. Выставление оценок.
Лаб. 8. Строение семян однодольных и двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?
Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.
2. Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.
3. Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.
4. Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.
5. Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?
Кукуруза: сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.
Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.
6. Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?
Околоплодник срастается с семенной кожурой.
7. Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.
Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.
8. Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.
9. Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.
Название частей семян | Строение | Значение | |
фасоли | пшеницы (кукурузы) | ||
Семенная кожура | плотная, покрыта воском | тонкая, сростание с околоплодником | защитная функция |
Эндосперм | — | + | запас питательных веществ |
Зародыш: корешок | + | + | зачаток нового организма |
Зародыш: стебелёк | + | — | |
Зародыш: почечка | + | + | |
Семядоля | 2 семядоли | 1 семядоля (щиток) | запас питательных веществ (фасоль) |
10. Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.
Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.
Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.
Каково значение семян в жизни растения?
Семена способствуют распространению растений.
12. Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?
Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.
13. Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».
«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.
Каково строение фасоли?
Хорошо известная нам фасоль является типичным растением из семейства бобовых. Этот род растений был завезен к нам из стран Южной Америки после открытия континента Колумбом. Из статьи вы узнаете, как образуются семена фасоли, об их строении, составе и калорийности.
Как образуются семена фасоли?
Семена этого бобового растения появляются в результате оплодотворения цветка опылением, образованием завязи из нижней части пестика. У фасоли это происходит самоопылением, изредка при помощи насекомых происходит перекрёстное опыление. Каждый цветок цветёт 2–3 суток, кисть — 10–14 дней. Цветение одного растения длится до 25 суток. У овощной культуры при повторных сборах молодых лопаток время цветения вьющихся разновидностей может составить от 30 до 100 суток. Пыльца у фасоли обыкновенной вызревает ещё в нераскрывшемся цветке, и самоопыляется культура за несколько часов до раскрытия лепестков. В каждом двустворчатом стручке фасоли обыкновенной (самый распространённый вид) образовывается от 2 до 8 семян.
Описание семян и их значение
Семена фасоли типичны для покрытосеменного двудольного растения. Они имеют форму бобов с выпуклой и вогнутой сторонами. Вогнутая часть имеет заметный рубчик — место крепления семяножки, связующей с околоплодником. Рядом с ним наблюдается мелкое отверстие — семявход (микропиле), через которое внутрь проникает влага и воздух. Цвет зависит от сортовых или видовых особенностей и может быть белым, коричневым, лиловых и других тонов. Они могут быть не только однотонными, но и в крапинку, мозаичными, пятнистыми. Семечко фасоли, по сути, является зачатком молодого растения, защищённого семенной кожурой, имеющего запас питания на первое время развития. Питательные вещества находятся в эндосперме.
Зародыш
При удалении кожуры с боба можно увидеть зародыш. Он находится рядом с микропиле, и является основой будущего молодого растения. По схеме, в его строении различают, стебелёк, почечку, семядоли и зародышевый корешок — те же части, что и у взрослого растения.
Зародышевый корешок
Корешок зародыша — это зачаток будущей корневой системы. Он впоследствии формируется в главный (стержневой) корень растения. Находится ближе всех к семявходу и первым выбирается наружу. Корень проростка закрепляется в грунте, начинает добычу воды и питания.
Семядоли
Фасоль относится к двудольным растениям. Это значит, что у её зародыша имеются две супротивные боковые семядоли. У этого рода растений они толстые и мясистые. Это первая эмбриональная пара листьев будущего растения. Они содержат немало питательных веществ для ростка, взятые из эндосперма. Также листья защищают почечку, что немаловажно при пробивании ростка сквозь корку грунта. Когда росток наберёт сил, семядоли засохнут, предварительно отдав ему накопленные питательные вещества.
Что необходимо для прорастания зародыша?
Всё, что нужно для прорастания — это тепло, влага, воздух и свет. Фасолине при проращивании нужно много влаги (100–120%). Минимальная температура прорастания семян фасоли — это +8…+10°С. Чем выше температура, тем быстрее появляются всходы. Оптимальной считается температура +20. +22°С. При лучшем температурном режиме всходы появляются на 6–8 сутки. Они могут погибнуть при похолодании до –0,5…+1°С. Семечко не должно находиться полностью погружённым в воду или в слишком плотном грунте, иначе не будет поступления воздуха. При нехватке света росток будет чахлым и бледным, а со временем погибнет. Не взойдут семена, повреждённые вредителями и болезнями, с истёкшим сроком годности. Срок годности посевных семян этой культуры 5–7 лет. Лучшая вода для проращивания семян — талая.
Химический состав и калорийность
Фасоль является ценным источником питания.
В 100 г находится около 298 ккал, а также:
- углеводов 47 г;
- белков 21 г;
- жиров 2 г;
- пищевых волокон 12,4 г;
- воды 14 г;
- золы 3,6 г.
Витамины:
- РР — 6,4 мг;
- ниацин — 2,1 мг;
- В5 — 1,2 мг;
- В6 — 0,9 мг;
- Е — 0,6 мг;
- В1 — 0,5 мг;
- В2 — 0,18 мг;
- В9 — 0,09 мг.
Минералы:
- калий 1,100 г;
- фосфор 480 мг;
- сера 159 мг;
- кальций 150 мг;
- магний 103 мг;
- кремний 92 мг;
- натрий 40 мг;
- хлор 58 мг;
- железо 5,9 мг;
- марганец 1,34 мг;
- цинк 3,21 мг;
- алюминий 0,64 мг;
- медь 0,58 мг;
- бор 0,49 мг;
- ванадий 0,19 мг;
- никель 0,1732 мг;
- титан 0,15 мг;
- фтор 44 мкг;
- молибден 39,4 мкг;
- селен 24,9 мкг;
- кобальт 18,7 мкг;
- йод 12,1 мкг;
- хром 10 мкг.
Поскольку в фасоли немало витаминов группы В, особенно фолатов, это важно для диетического питания и правильного формирования плода у беременных. Эти бобы содержат 12 незаменимых аминокислот и 8 заменимых. Вареные зёрна в зависимости от разновидности содержат уже 118–147 ккал. При рационе с регулярным потреблением этого бобового снижается уровень холестерина, нормализуется уровень сахара, давление, успокаиваются нервы, укрепляются кости и увеличивается энергичность. Семечко фасоли содержит зачаток будущего растения и прорастёт при подходящих для этого условиях. Оно имеет большую пищевую ценность.