Когда исчезли все насекомые осенью окружающий мир
Осенние метаморфозы. Что происходит осенью с насекомыми и куда они исчезают?
Осень. Опадают листья, вокруг становится пусто и голо. Нет уже летнего обилия птиц, менее заметными стали звери. Исчезают куда-то и насекомые. Еще недавно они попадались на каждом шагу — летали в воздухе, ползали по ветвям деревьев и кустарников, прыгали в траве. А теперь их можно обнаружить с большим трудом: иногда покружит над поздним цветком одинокая бабочка, прожужжит ленивая муха.
Зависимые от всего и вся
Жизнь насекомых находится в непосредственной зависимости от многих факторов — температуры, влажности, пищи, света и т.д. Будучи экологически пластичными, насекомые легко приспосабливаются к любым условиям местообитания. В нашем умеренном климате с резкими колебаниями важнейших факторов среды в течение года в процессе эволюции у насекомых выработались приспособительные реакции на смену сезонов. Благодаря им эти существа могут жить и развиваться при разных погодных условиях. А это, в свою очередь, нашло отражение в сезонных циклах, специфичных для каждого вида.
Зимой насекомые находятся в состоянии покоя, что позволяет им пережить неблагоприятный период. Их активная жизнь (рост, развитие, размножение) приходится на теплое время года и продолжается с начала весны до поздней осени — 6—7 месяцев.
Осень — не самая благоприятная пора для жизни насекомых, с одной стороны, из-за погодных условий, с другой, — из-за отсутствия корма. Неустойчивая погода с резкими перепадами температуры — от теплых дней до заморозков, а также заливные дожди отрицательно влияют на их активность. К тому же осенью у растений прекращается рост и развитие, и они становятся непригодными для питания. Поэтому у многих насекомых активная жизнь приходится на весну и первую половину лета, когда растения содержат большое количество питательных веществ.
Кому холода нипочем?
Но есть насекомые, которые и осенью ведут активный образ жизни. Сюда относятся виды, развитие которых приурочено именно к этой поре года, а также виды, имеющие два и более поколений в году. Это некоторые виды бабочек, пилильщиков, жуков, равнокрылых и другие насекомые. У одних видов осенью активны взрослые насекомые, которые расселяются, размножаются, откладывают яйца. К этим видам относятся тли (зеленая яблонная, малинная, сливово-тростниковая, крыжовниковая, яблочно-подорожниковая), медяница яблонная, щитовка (яблонная запятовидная, ивовая), бабочки (пяденица обдирало, зимняя и ночная смородинная), рыжий сосновый пилильщик, цветоед грушевый и т.д. У других видов в это время наблюдается питание личинок. Это ложнощитовка акациевая, бабочки (яблонная и сливовая плодожерки, пяденица крыжовниковая, вертунья почковая, моль яблонная горностаевая), пилильщики (обыкновенный сосновый, черносмородинный желтый, земляничный чернопятнистый, тополевый точечный), хрущ садовый, побеговая смородинная галлица и другие.
Осенью самое большое количество видов встречается в сентябре, пока еще сравнительно тепло и есть корм. Так, в теплые и солнечные дни на еще цветущих растениях (к примеру, зонтичных) собираются любители нектара и пыльцы — дневные бабочки, осы, пчелы, жуки-пыльцееды, паразитические перепончатокрылые, цветочные мухи. Еще зеленые листья деревьев, кустарников и травянистых растений поедают гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, жуки. Из растений продолжают высасывать соки тли, ложнощитовки. Охотятся хищные жуки — божьи коровки, жужелицы. В воздухе кружатся комары и мошки, иногда пролетают бабочки, стрекозы. Оживление царит и на поверхности почвы: там снуют муравьи, заготавливающие себе провизию. Одним словом, у многих насекомых продолжается активная жизнь. Но постепенно осень вступает в свои права, становится все холоднее и холоднее. Для насекомых кончается вольготная жизнь: зябко, нет пищи, и тут уж, конечно, не до “песен”. Пора подумать о том, как спастись от холодов.
На самом деле насекомые не так уж беззащитны, как многие о них думают. Наступление зимы не застает их врасплох, поскольку подготовка к холодам начинается задолго до их прихода. Постепенный переход от активной жизни к состоянию зимнего покоя у многих насекомых наступает уже во второй половине лета и в начале осени.
А к концу осени в состоянии зимнего покоя находится уже большинство насекомых. Но у отдельных, особенно холодостойких видов (зимняя пяденица, рыжий сосновый пилильщик, зимний комарик и некоторые другие), активная жизнь может продолжаться до глубокой осени и даже до начала зимы.
Переход к другому, зимнему режиму жизни у насекомых — один из самых ответственных периодов. От того, насколько хорошо они подготовятся к зиме, будет зависеть их дальнейшая судьба — выдержат они зимние холода или погибнут. Зима — серьезное испытание, поэтому главная задача насекомых встретить ее во всеоружии.
Каким же образом насекомые узнают, что время их активной жизни уже на исходе? Об этом им сигнализируют климатические факторы: температура, влажность и особенно свет. Большое значение для насекомых имеет также биохимический состав кормовых растений.
С помощью этих факторов через нервную и эндокринную системы природа оказывает влияние на жизнедеятельность насекомых и программирует их сезонные циклы.
Реакция насекомых на отмеченные факторы окружающей среды имеет важное приспособительное значение: она обеспечивает своевременную перестройку организма. При этом перестройка идет как качественная, так и количественная. Во время перехода к зимнему покою в тканях тела насекомого изменяется соотношение воды, в них накапливаются питательные вещества. Одновременно в организме замедляется обмен веществ и газообмен. Это заторможенное состояние организма представляет собой надежную защиту от вымерзания.
Где они только не зимуют!
Но на этом подготовка к зиме у насекомых не заканчивается. Им еще предстоит решить целый ряд жизненно важных вопросов — где, в каких местах и в каких укрытиях они будут зимовать.
При этом условия, благоприятные для зимовки, должны быть созданы именно для зимующей фазы, а зимовать у разных насекомых могут яйца, личинки, куколки и даже сами взрослые насекомые. Способы защиты от зимних холодов у этих маленьких существ настолько разнообразны и многочисленны, что их изобретательности порой просто удивляешься.
Очень ответственным моментом является выбор места зимовки. Где только не зимуют насекомые! Это могут быть деревья и кустарники, сухие растения, стены различных построек, изгороди, поверхность почвы и сама почва. У одних видов зимующие фазы располагаются на стволах и ветвях деревьев на коре и под корой, в трещинах коры, под чешуйками почек и у их основания. Так зимуют яйца тлей, медяниц, непарного и кольчатого шелкопрядов, зимней пяденицы; гусеницы вишневой моли, боярышницы, яблонной плодожорки, куколки капустной и репной белянок и т.д.
На поверхности почвы в подстилке, под опавшими листьями, комками земли и в верхних ее слоях прячутся крестоцветные клопы, яблонный цветоед, долгоносики (малинно-земляничный и др.), крестоцветные блошки, крыжовниковая пяденица, желтый крыжовниковый пилильщик, капустные мухи и многие другие. Некоторые виды уходят на большую глубину — до 15 см и глубже (яблонный пилильщик, малинный жук и др). Колорадский жук может находиться даже на глубине 20—30 см.
А кто-то улетает, точно птица.
С выбором лучших мест для зимовки связаны сезонные миграции насекомых (яблонный цветоед, божьи коровки и другие).
Не всех насекомых устраивают простые укрытия, поэтому они защищают себя от низких температур дополнительно различными способами. Средств и способов много. Это щитки (у щитовки), гнезда из сухих листьев, стянутых паутинкой (у боярышницы и другиих), плотные гнезда (златогузка), коконы (у бабочек, пилильщиков, наездников), пупарии (у мух) и т.д.
Отдельные виды насекомых зимуют в минах опавших листьев (гусеницы или куколки минирующей моли-пестрянки), внутри галлов на стеблях (личинки малинной стеблевой галлицы), внутри стеблей (личинки смородинной узкотелой златки, гусеницы малинной и смородинной стеклянниц, личинки обыкновенного хлебного пилильщика).
Все эти способы защиты насекомых уникальны в своем роде. Они говорят о том, насколько хорошо эти крохотные существа умеют приспосабливаться к условиям окружающей среды. И они приспосабливаются — с тем, чтобы следующей весной вновь удивлять нас своим многообразием, оригинальностью и красотой.
Конспект занятия «Насекомые осенью»
Светлана Егорова
Конспект занятия «Насекомые осенью»
Программное содержание:
развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.
Предварительная работа.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
– Чтение природоведческой литературы.
– Работа в дневнике наблюдений.
Оборудование: ноутбук
Ход занятия:
– Ребята, сегодня ночью мне приснился сон, – большой зеленый луг и вокруг меня множество бабочек красивых, красивых и стрекозы, и кузнечики. И вот уже идя в детский сад я вспомнила свой сон, как было бы здорово встретить красивых насекомых. Но увы никого я так и не встретила.
-Как вы думаете почему?
– А вы знаете куда с наступлением холодов делись бабочки, кузнечики, стрекозы и другие насекомые?
-Предлагаю вам сегодня разгадать эту загадку и побольше узнать, что происходит с насекомыми?
– А вот с кого мы начнем внимательно.
1. Отгадывание загадок о насекомых.
– Если отгадываете правильно, то на экране будет появляться картинка с ответом.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.)
– Стрекоза зимует в стадии личинки. У личинок есть жабры и они дышат растворенным в воде кислородом.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
– А вот пчелы зимой не спят они становятся очень медлительными и вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев.
Очень маленький на вид,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
-Комар как и стрекоза зимует в стадии личинки.
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
– Кузнечики зимуют в земле в стадии яйца, весной из яиц появятся личинки, а к лету будут настоящие кузнечики.
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
– Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там где температура держится одинаковая.
Она ярка, красива,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
-Бабочки забиваются в укромные места в дупла деревьев, в кору деревьев, на крыши домов.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
-Как правило божьи коровки живут по одиночке и только с наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном месте до следующей весны.
Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.
2. Беседа с детьми о насекомых по вопросам:
– Как спасаются от врагов?
– Почему осенью их становится меньше?
3. Игра-имитация «Отгадай, кого я загадал».
Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор.
* Заяц, еж, лиса, шмель.
* Трясогузка, паук, скворец, сорока.
* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.
* Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.
– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).
– Объясните выбор каждого слова.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.
Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.
У всех насекомых в период зимовки цель одна-выжить, в условиях холодной зимы. Они исчезают из поля нашего зрения, чтобы дождаться весны.
Конспект занятия по пластилинографии «Деревья осенью» Наименование раздела Программы: художественно – эстетическое развитие. Тема ОД: «Деревья осенью», техника рисования пластилином (пластилинография).
Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» (для детей старшего дошкольного возраста) автор: Нестерова Г. В. Цель: Развивать творческие.
Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: – закрепление представлений об осени и ее приметах; – уточнение, расширение и активизация словаря по.
Конспект занятия «Насекомые» Программное содержание: • Уточненные представления о насекомых, установление взаимосвязи между средой обитания, способами передвижения,.
Конспект занятия по нетрадиционным методам рисования «Прощание с Осенью» КОНСПЕКТ занятия в подготовительной к школе группе по нетрадиционным методам рисования «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ» Программное содержание: Образовательные.
Конспект занятия по речевому развитию «Уж небо осенью дышало» Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе. Тема: Уж небо осенью дышало. Цель: Закрепить представления детей о времени года.
Конспект занятия «Насекомые» Занятие №52. Тема: «Насекомые» Цель: Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые.
Конспект занятия «Осенью в лесу» Программное содержание: – закрепление у детей знаний о сезонных изменениях в природе; – упорядочение знаний детей о правилах поведения.
Конспект занятия «Насекомые» Тема: «Насекомые» Цель: познакомить детей с различными насекомыми, с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который.
Конспект занятия «Разговор с рябиной осенью» Форма занятия: смешанное занятие (экскурсия, игра, практическое) Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная гр.) Цель: продолжить ознакомление.
Когда исчезли все насекомые осенью окружающий мир
Мартышка: Что же тут надо делать?
Сурикат: А я понял! Надо узнать животных на картинках и вписать в клеточки, которые находятся рядом, их названия.
Мартышка: А почему картинки связаны стрелочками?
Сурикат: Это последовательность.
Мартышка: Чего последовательность?
Сурикат: Букв в слове, которое в зеленых клеточках нужно записать.
Мартышка: Наверное, туда надо вписать буквы, с которых названия животных начинаются. Кто на первой картинке?
Сурикат: Я знаю! Это же дикобраз!
Мартышка (записывая карандашом в клеточках под картинкой, высунув от усердия язык): Д-И-К-О-Б-Р-А-З. Подошло!
Сурикат: Значит, зимовка начинается на букву Д!
Орангутан: Какие же вы молодцы! Догадались, как надо распутывать клубок!
Почему насекомые не замерзают зимой?
На какой стадии развития зимуют насекомые?
ПРО БУКАШЕК ОСЕНЬЮ
(автор: Астраханцева О.А.)
День осенний всё короче.
Насекомым зябко очень –
Мартышка: Смотрите – муравьи! Они доят тлю на листочке березы. А как зимуют муравьи?
Орангутан: Муравьи зимуют на нижних этажах муравейника, глубоко под землей. Они не впадают в оцепенение, но их активность падает. Вместе с собой в муравейник они забирают яйца тли, а весной высаживают на молодые листья. Тля для них, что коровы для человека. Сладкие выделения тли превращаются в организме муравья в глицерин, и помогает им не замерзнуть зимой.
Сурикат: Сколько пчел на этих бархатцах и сентябринках!
Орангутан: Это не пчелы. Это полосатые мухи-журчалки, которые подражают окраске пчел. У мухи два крыла, а у пчелы – четыре. Журчалок особенно много становится под осень.
Сурикат: А эти журчалки больно кусаются?
Орангутан: Мухи-журчалки не умеют кусаться, у них нет жала. А пчел они копируют, чтобы их не ели враги. Мух-журчалок еще музыкантиками называют.
Как сделать ловчий пояс для изучения насекомых
Орангутан: А мы для них сделаем искусственную кору! Люди с давних пор борются с вредителями плодовых деревьев с помощью ловчих поясов. Обматывают липкими ядовитыми полосками стволы, чтобы насекомые в поисках укрытий туда забирались, а потом снимают пояса и уничтожают вредителей.
Сурикат: Но мы ведь никого не будем уничтожать?
Орангутан: Не будем! Мы изменим конструкцию пояса, превратив его в пособие для изучения осенних насекомых.
Материалы: Гофрированный упаковочный картон. Ножницы, шпагат (веревка).
1. Сделаем полоски из гофрированного упаковочного картона шириной в 10-15 см, длину будет определять обхват ствола дерева, на которое будете помещать пояс.
2. В сухую погоду (желательно, чтобы таковая продержалась пару дней) оборачиваем полоской картона ствол дерева на высоте 50 см от земли, и не слишком туго обвязываем веревкой. Должны остаться зазоры между картоном и стволом.
Мартышка: Кто это бегает по луже?
Сурикат: Я знаю! Это водомерка!
Орангутан: Под корой зимует и водомерка-клоп.
Сурикат: Надо в дневник наблюдений записать кого из насекомых мы увидели на осенней прогулке.
Мартышка: Клоп-солдатик, журчалка, божья коровка, муравьи, тля, лесной клоп, шмель, бабочка крапивница, бабочка рапсовая белянка, саранча-кобылка, обыкновенная стрекоза.
Сурикат: И клоп-водомерка!
Мартышка: А я знаю, как сделать магнитную поделку “ВОДОМЕРЫ НА ВОДЕ” из косточек джиды.
Сурикат: Но где же мы найдем плоды джиды?
Орангутан: Косточки джиды можно заменить финиковыми.
Сурикат: Тогда давайте сделаем такую поделку! Бежим!
МК магнитной поделки “ВОДОМЕРЫ НА ВОДЕ” – https://biomagic27.blogspot.com/2017/08/blog-post21-podelka-iz-kostochek-vodomerki.html
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге “Магия биологии”. Это лучшая благодарность для меня. Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Осенние заботы насекомых
Вот и наступила пора, когда мамы достают из шкафа наши теплые свитера и перчатки, ведь лето закончилось и осень вскоре пройдет, а к нам приедет белоснежная гостя — зима. Мишка подыскивает берлогу, в которой будет спать до весны, птички улетают в теплые края, а как насекомые готовятся к зиме?
Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем
- Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка.
- Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
- Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая. пчела.
- Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня. мушка.
- В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук. Часто его ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные.
Как насекомые готовятся к зиме
Вспоминая виды насекомых, мы узнали, что все они имеют свои особенности, а, следовательно, и к зиме готовятся по-разному. Давайте все-таки узнаем, как.
Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.
Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.
Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.
А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.
Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.
Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество Христово и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.